Вопросы к православным. ВОПРОС 2: Многоженство в Библии?

Собственно, поскольку Библия одна на всех, вопрос этот не только к православным, а ко всем христианам. В очной форме мне удалось его задать, кроме православных, еще католикам и адвентистам.

При этом выяснилось, что из православных, с которыми я беседовал, практически никто Библию полностью не читал, хотя вроде не с быдлом общаюсь. Что меня удивило – как же так? Почему мы игнорируем главную священную книгу? Некоторые, однако, вовсе не стесняются этого – говорят, мол, мало ли что там написано две тыщи лет назад, это все ерунда. Главное – мы русские – православные, в нас дух великого народа! Но не буду отвлекаться, это скорее тема для еще одного вопроса.

В отличие  от православных, большинство католиков Библию читали, правда, сколько-нибудь толково ответить на мой вопрос они все равно не смогли.

Протестантов среди моих знакомых не нашлось, если только не рассматривать адвентистов седьмого дня как их разновидность, что теоретически верно, но вряд ли стоит их учитывать. Во-первых, они тоже ничего толкового не сказали. Во-вторых, сама конфессия, на мой взгляд, недостаточно репрезентативна: если сравнивать по численности разновидности христианства, то цифра в 16 млн. адвентистов не катит против 1150 млн. католиков, 426 млн. протестантов и 240-300 млн. православных (данные из Википедии, проверено также по другим источникам).

Поскольку некоторые православные (из тех, что не читают книг) яростно доказывали мне, что в Библии и речи нет о многоженстве, начну сразу с цитат.

 

Книга «Бытие», раздел 28:

Пункт 9. и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, СВЕРХ ДРУГИХ ЖЕН СВОИХ.

Раздел 30:

Пункт 14 Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии: дай мне мандрагоров сына твоего.

Пункт 15 Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: ТАК ПУСТЬ ОН ЛЯЖЕТ С ТОБОЮ ЭТУ НОЧЬ, ЗА МАНДРАГОРЫ СЫНА ТВОЕГО.

Пункт 16 Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: ВОЙДИ КО МНЕ [СЕГОДНЯ], ИБО Я КУПИЛА ТЕБЯ ЗА МАНДРАГОРЫ СЫНА МОЕГО. И лег он с нею в ту ночь.

Пункт 17 И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына.

Пункт 18 И сказала Лия: БОГ ДАЛ ВОЗМЕЗДИЕ МНЕ ЗА ТО, ЧТО Я ОТДАЛА СЛУЖАНКУ МОЮ МУЖУ МОЕМУ. И нарекла ему имя: Иссахар [что значит возмездие].

Раздел 32:

Пункт 22 И встал в ту ночь, и, ВЗЯВ ДВУХ ЖЕН СВОИХ И ДВУХ РАБЫНЬ СВОИХ, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иаков вброд;

Раздел 36:

Пункт 1 Вот родословие Исава, он же Едом.

Пункт 2 ИСАВ ВЗЯЛ СЕБЕ ЖЕН ИЗ ДОЧЕРЕЙ ХАНААНСКИХ: АДУ, ДОЧЬ ЕЛОНА ХЕТТЕЯНИНА, И ОЛИВЕМУ, ДОЧЬ АНЫ, СЫНА ЦИВЕОНА ЕВЕЯНИНА,

Пункт 3 И ВАСЕМАФУ, ДОЧЬ ИЗМАИЛА, СЕСТРУ НАВАИОФА.

 

Вторая Книга Царств

Раздел 4:

Пункт 13 И ВЗЯЛ ДАВИД ЕЩЕ НАЛОЖНИЦ И ЖЕН ИЗ ИЕРУСАЛИМА, после того, как пришел из Хеврона.

Вторая книга Паралипоменон

Раздел 11:

Пункт 18 И взял себе Ровоам в жену МАХАЛАФУ, дочь Иеромофа, сына Давидова, И АВИХАИЛЬ, дочь Елиава, сына Иессеева,

Пункт 19 и она родила ему сыновей: Иеуса и Шемарию и Загама.

Пункт 20 ПОСЛЕ НЕЕ ОН ВЗЯЛ МААХУ, дочь Авессалома, и она родила ему Авию и Аттая, и Зизу и Шеломифа.

Пункт 21 И любил Ровоам Мааху, дочь Авессалома, более всех жен и наложниц своих, ИБО ОН ИМЕЛ ВОСЕМНАДЦАТЬ ЖЕН И ШЕСТЬДЕСЯТ НАЛОЖНИЦ И РОДИЛ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ СЫНОВЕЙ И ШЕСТЬДЕСЯТ ДОЧЕРЕЙ.

 

Книга Судей израилевых

Справочно: Гедеон - один из спасителей Израиля, которого лично направлял Бог

Раздел 6:

Пункт 12 И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!

Пункт 13 Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это [бедствие]? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: "из Египта вывел нас Господь"? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян.

Пункт 14 Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя.

Пункт 16 И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека.

Раздел8:

Пункт 30 У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, ПОТОМУ ЧТО У НЕГО МНОГО БЫЛО ЖЕН.

Пункт 31 ТАКЖЕ И НАЛОЖНИЦА, жившая в Сихеме, РОДИЛА ЕМУ СЫНА, и он дал ему имя Авимелех.

Отрицательные библейские персонажи также имели много жен, но я намеренно сконцентрировался на положительных. Подобного рода цитат можно набрать в Библии огромное количество. Про Соломона уж и упоминать не стал.

Более того, ссылаясь на англоязычный перевод Библии, Н.Д. Уолш цитирует:

«Брак представляет собой союз одного мужчины и одной или более женщин (2 Цар 3:2-5). Брак не лишает мужчину права брать себе наложниц вдобавок к жене или женам (2 Цар 5: 13; 3 Цар 11: 13; 2 Пар 11: 21)»  [Уолш Нил Доналд. Чего хочет Бог: Ответ на важнейший вопрос. М.: ООО Издательский дом «София», 2005. – 208 с.].

 

Справедливости ради отмечу, что приведенные цитаты относятся к Ветхому завету. Что, впрочем, не снимает вопроса.

Ветхий завет не только самая большая часть Библии по объему – в моем издании он занимает 1082 из 1499 страниц. Более важно другое. Несмотря на слово «Ветхий», церковь рассматривает его как неотъемлемую часть Библии и не считает его устаревшим.

СОБСТВЕННО, ЕСЛИ РАССМАТРИВАТЬ БИБЛИЮ КАК НАБОР ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАМЕТОК, А НЕ КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, ПОДОБНЫЕ ВОПРОСЫ СРАЗУ ПОТЕРЯЮТ СМЫСЛ.

Однако рассматривать книгу как историческую запрещено самой церковью. Церковники прямо говорят, что это «воспитательная» книга, которая «дает правила, служит примером», и все, что в ней написано, «утверждается и излагается» Духом Святым.

Несколько раскрою карты. А то в предыдущий раз меня все спрашивали – зачем задал этот вопрос? В данном случае, вопрос о многоженстве взволновал меня с практической точки зрения. Дело, конечно, не в женах – тут и с одной-то иногда бывает непросто, а если их еще и несколько, так вовсе небо с овчинку покажется. На мой взгляд, мужчине куда проще без жены – пьешь, гуляешь, занимаешься чем хочешь :).

Практический аспект тут в другом. Так сложилось исторически, что с детства я сопричастен эзотерике и иже с ней. И хотя непосредственно колдовством не занимаюсь за ненадобностью, определенные познания в этой части имею.

Но православные мне всегда говорили, что занятия эзотерикой запрещены Библией. И действительно ведь, запрещены! Именно в Ветхом завете говорится о греховности волшебства, колдовства, гаданий и тому подобного. Это так, сам читал.

Но позвольте, если Ветхий завет говорит истину, тогда колдовать действительно нельзя. Но баб-то, получается, можно?! Ровно по той же причине – что Ветхий завет истинен.

Ведь если колдовать нельзя, и баб тоже нельзя, то, согласно формальной логике, которую никто не отменял, Ветхий завет содержит как истинные, так и ложные положения. А поскольку он является неотъемлемой частью Библии, то, согласно той же логике, и Библия содержит как истинные, так и ложные положения.

Однако я ни разу не слышал, чтобы кто-то из представителей церкви соглашался с последним тезисом. Наоборот, все они говорят, что эта Священная Книга истинна вся от начала до конца (и даже – БОГОДУХНОВЕННА!), и никто не скажет, что отельные части Библии истинны и святы, а отдельные – ложны и святости не имеют. Но почему же тогда из Библии одни идеи выбирают, а другие напротив, стараются не заметить?

 

Одним из стандартных ответов является фраза, что мир изменился и теперь многое надо понимать и применять по-другому. Но признать эту фразу ответом можно только в том случае, если совершенно не иметь привычки задумываться. Да, мир изменился, это очевидно. А потому и банально. Важнее другое: где тот критерий, согласно которому одни части Библии мы признаем актуальными и готовы им следовать, а другие – устаревшими, и их мы игнорируем? И если уж говорить о сексуальной стороне жизни, то мир радикально изменился в сторону большей раскрепощенности, а не наоборот. Кроме того, если эта Книга – Священная и Богодухновенна, кто дал право выбрасывать из нее какие-то части и идеи? Разве незыблемость божественной истины может поколебаться от изменчивости мира?

Говорят еще о меньшей значимости Ветхого завета по сравнению с Новым и с Евангелиями. Эта позиция выглядит разумнее. Но пусть тогда церковь выскажется определеннее: издаст какой-нибудь указ, где напишет, что значение Ветхого завета не велико и исполнение его не обязательно.  Или что-то в этом роде.

Нельзя это просто подразумевать. Иначе получается что-то в стиле моего знакомого. В Министерство, где он служил, он ездил на машине, при этом каждый день разворачиваясь через две сплошные и под знаком «Разворот запрещен». При этом говорил, что рассматривает эти знаки как рекомендательные. Поскольку он был близок к вертикали власти, если у него и отбирали права, то через несколько дней они к нему всякий раз возвращались. Для него, видимо, все знаки рекомендательные.

Но ведь лучше, когда есть четкие правила, и они одни на всех, как на Западе. Так и с Ветхим заветом – скажите конкретно, как его понимать и трактовать? Чтобы без недомолвок? Как к нему относиться? Тем более, что в нем столь много странных, страшных, а порой и ужасных историй! На их фоне многоженство – житейские мелочи.

Так что же такое Ветхий завет – исторический экскурс, а не священная книга, или все-таки неотъемлемая часть Библии, и все, что там написано, нужно принимать на веру и следовать этому?