Испания. Заметки автопутешественника.

         Обычно пишу о «духовных материях», но тут решил для релаксации написать о житейском. Этой осенью мы с семьей совершили не очень большое, но все же путешествие по Испании, проехав от Барселоны через Валенсию до Мадрида на машине.

Для меня жизнь – это движение, поэтому я принципиально не приемлю пляжный отдых. В последние годы жена тоже стала склоняться к моей позиции. Отпуск я предпочитаю проводить, осматривая различные города и страны, пытаясь понять быт и культуру других людей. К такому отпуску надо готовиться. Что толку сфотографироваться на фоне исторического памятника, если ты не понимаешь его культурного значения, если тебе не ясны его смысл и роль в жизни этого народа? В этот раз, к сожалению, вследствие определенных существенных обстоятельств, подготовиться мы не успели, поэтому полноценную культурную программу реализовать не удалось. Соответственно, и рассказ мой в первую очередь будет о технических и бытовых подробностях. В следующей заметке, посвященной более продолжительному путешествию по Дании, я затрону уже и культурные аспекты. В то же время, надеюсь, и эти мои наблюдения кому-то будут полезны или покажутся интересными.

         Разумеется, данная заметка – скорее частный взгляд, чем объективная информация. Сразу вспоминается один случай. Когда-то сотрудников нашей организации направляли в одну компанию в Великобритании на стажировки/представительство продолжительностью от 3-4 месяцев до 2 лет. Обычно стажировались дети так называемых близких к власти «правильных людей» (которые, что занятно, любят публично критиковать запад и рассказывать, как там все плохо и как он нас не любит). Я к данной категории никоим образом не относился, однако по чистой случайности тоже попал в число отправленных за границу.

         Вспомнил я это вот к чему. «Мажор», которого я сменял в Лондоне, подробно рассказал мне все подробности – от служебных до бытовых, включая инфу про продмаги и парикмахерские (а я снимал ту же квартиру и работал на той же должности, и том же рабочем месте в офисе, что и он). К моему удивлению, по прибытии я обнаружил, что его рассказы разительно отличаются от действительности. При том, что товарищ не врал. Просто он совсем иначе видит мир. Возможно и мое видение Испании отличается от других, так что на истину я не претендую. Но определенный опыт мне все же собрать удалось.

         Надо сказать, в Испании я до этого был всего один раз и мне не понравилось. Думаю, сыграло роль то, что рассматривал эту страну я на фоне Великобритании и Австрии. Саму Испанию я знаю мало, по-испански не говорю, да и вообще не специализируюсь на латинских странах. Испанцы показались мне грубоватыми, не выдержанными, временами агрессивными. Сейчас я понимаю, что тогда первое впечатление было в немалой степени ошибочным. Но обо всем по порядку.

         Машину мы взяли сразу по прилету в аэропорту Барселоны. Заказывали и оплачивали в Москве через фирму Мосинтур. Несмотря на наличие посредника, дизельный Nissan Quashqai стоил всего 28,6 евро в сутки. Правда была и засада. Детское кресло стоило 13 евро в сутки, а навигатор – 15. Единственный плюс – устанавливалась максимальная планка оплаты за эти аксессуары, по креслу она составила 92 евро, а навигатор я не брал, поэтому не помню – но выходило что-то очень дорого, по-моему, евро 250 или около того. Забегая вперед скажу, что в ряде случаев он категорически необходим, но можно, во-первых, привести свой, а во-вторых, установить комплект карт и программу I-GO в телефон. Я пошел вторым путем.

         На получение машины пришлось постоять в очереди. От полной страховки я отказался, также как и от сервиса «Полный бак». В результате машина оказалась застрахованной с франшизой в 850 евро, а вернуть ее я должен был с абсолютно полным баком, иначе пришлось бы платить 20 евро за услуги по доливке и еще стоимость топлива.

         На стойке проверили документы (нужны международные права, их не очень сложно получить, только очереди в ГАИ), в обмен на ваучер выдали ключи и страховой квиток, объяснили, где найти машину. Детское кресло получали на стоянке у чувака, заказывали его еще в Москве.  Кресло оказалось совершенно копеечным, в Москве такое можно купить тысячи за три. В нем отсутствовала возможность перевода в лежачее положение, как в хороших креслах, так что в дальней дороге дочке приходилось спать сидя. Единственный позитивный момент – съемный чехол кресла был постиран.

         Машину выдавали на малоосвещенной крытой стоянке аэропорта, поэтому внешний осмотр не позволил выявить несколько царапин, по некоторым из них появились вопросы при возврате. Так что не ленитесь тщательно осмотреть весь автомобиль, если не заказываете полную страховку. Другой момент я обнаружил лишь спустя дня три. Обычно документы на прокатные машины (если они вообще есть) лежат в бардачке, там же где и инструкция. Эти документы я никогда не проверял, надеясь, что они в порядке. К тому же в разных странах они разные и никогда точно не знаешь, как они должны выглядеть. В этот раз, попытавшись с помощью инструкции понять как включается какая-то функция, заглянул и в документы, и обнаружил, что они от некоего Фиата-500, в том числе и большой страховой полис. Возвращаться в прокатную контору не хотелось вовсе, и я решил рискнуть дальше ехать так. Обошлось, полиция в Испании не останавливает без причины, только если видит нарушение правил. Да и самой полиции там весьма немного.

         Касательно самой машины вдаваться в подробности не буду – все же Проза это не автомобильный портал. Скажу только, что Quashqai меня приятно удивил. Этот автомобиль в свое время находился на пике моды, в Москве на него приходилось стоять в очереди более полугода. Модные вещи всегда вызывали у меня подозрения, т.к. нередко «модность» находится в противоречии с конструктивным содержанием, вот и Quashqai я рассматривал как фуфловый продукт для дилетантов. Это оказалось не так. Машинка очень гармоничная и довольно шустрая. Суперлегкий руль делает комфортным управление в тесных городах, в багажник умещаются три немаленьких чемодана, причем продольно, а таких чувствительных и прогнозируемых тормозов я, наверное, не встречал ни на одной машине. Посадка настолько удобная, что первые несколько дней я даже не регулировал кресло, лишь потом приподнял его немного повыше. Хотя, конечно, в кресле не развалишься, как в бизнес-седане, и ноги не вытянешь. Очень удобная моментная характеристика двигателя в городе (машина была с дизелем, в Россию такие не поставляются). Едешь на второй-третьей передаче, надо резко ускориться – просто нажимаешь газ и наслаждаешься хорошим подхватом. На высоких оборотах дизель, правда, стухает, а для больших скоростей он явно слабоват – на 120 динамика уже никакая.

         На протяжении всей поездки мы останавливались не в отелях, а в апартаментах. Они, впрочем, сильно отличались друг от друга. Так, в Барселоне мы жили в огромной пятикомнатной квартире, в которой две комнаты и один санузел были закрыты и она сдавалась как трехкомнатная или, по-западному, квартира с двумя спальнями и одним большим залом. Квартира просто шикарная, хотя и не без минусов. В СВЧ не вращался поднос, поэтому при разогреве приходилось останавливать процесс и поворачивать диск руками в новое положение, духовку включить так и не смогли, почему-то не было стиральной машины, хотя посудомоечная - была. Зато просторно. Особенно порадовали огромные окна в пол, наполняющие квартиру светом. Непонятно зачем, но во всей квартире, кроме спален, пол оказался чем-то похожим на мраморные плиты. Выглядит красиво, но ходить без тапок холодно, в тапках – скользко, а уж если не дай бог уронишь на такой пол бутылку пива…. Окна выходили частично на перекресток, оказавшийся неожиданно шумным. Лично мне сам по себе шум машин не мешает, но раза два-четыре за ночь на светофоре останавливались сильно музыкальные автомобили, и казалось, что музыка включена у тебя в квартире. Привыкнув за много лет просыпаться под мелодию мобильного телефона, организм путает одно с другим и дает команду «подъем», что мешает сну. С закрытыми окнами шум, видимо, намного меньше, но спать с закрытыми окнами я считаю категорически неправильным.

         Впрочем, в Барселону приезжают не за тем, чтобы сидеть дома. Город этот исключительно красив, можно просто ходить по улицам и наслаждаться архитектурой – за исключением новых районов, в центре даже самые обычные дома сделаны с изыском. В свою очередь, достопримечательностей столько, что для их детального осмотра потребуются недели. Мы, в основном, ограничились поверхностным знакомством. Отчасти потому, что не успели подготовиться, отчасти потому, что путешествовали с маленьким ребенком, а маленькие дети не лучшие спутники в походах по музеям.

         Тем более, что бродить среди массы туристов и взрослому-то не всегда комфортно. Зашли, например, в парк Гауди – там просто толпы! Я в этом парке когда-то уже был, тогда было просторно. Может потому, что попал туда вечером, не знаю. Но в этот раз – огромное количество народу. В Аквариум тоже пришлось постоять в очереди, чтобы купить билеты. Но зато рядом с Аквариумом есть большая подземная парковка. А вот около парка Гауди я таковой не нашел – указанная на карте оказалась парковкой для местных жителей, на ближайшую ко входу парковку пускали только автобусы. Правда, на карте была помечена еще одна, типа для посетителей. Может быть, ее я в конце концов и обнаружил, объехав все окрестные переулки. Парковкой оказалась треугольная территория на перекрестке дорог, одной стороной примыкающая к ресторану. Усыпанная щебнем, вся в ямах, она больше напомнила парковку какого-нибудь российского провинциального городка. Тут пригодились кроссоверные качества Quashqai (больше они нигде не понадобились). Правда, машины паркуются там с европейской плотностью, поэтому все же удобнее использовать что-то размером с «Оку». Обращаю внимание: занять место на этой парковке удалось только когда прямо передо мной с нее выехали 2 машины. Второе место тоже оказалось занятым сразу же. Как я понял, там вовсю паркуются местные, потому что она бесплатная. Это единственная бесплатная парковка, обнаруженная мной в туристической зоне Барселоны. Есть еще вариант парковаться вдоль частных домов, но там нужно оплачивать в парковочных автоматах, которые для нас непривычны. Понаписана куча текста, есть кажется четыре категории платежа и т.п. В общем, там я не парковался, не желая разбираться и боясь ошибиться.

         Вообще, с парковками в Барселоне не очень хорошо. Места на улице как минимум платные – по только что описанной схеме. Более того, часть мест – только для местных жителей, такие места обозначаются зеленой разметкой (просто платные – синей). Я ставил машину на подземные паркинги – они есть в разных местах, в том числе прямо на набережной, с въездом от кругового движения, где памятник Колубму. Но порой приходилось идти пешком до места назначения минут 5-10. Удобство подземной парковки также в том, что вы платите не до, а после. Т.е. нет необходимости рассчитывать время стоянки и оплачивать его вперед – перед выездом вставляете билет в автомат и он пишет, сколько вы должны. Имейте в виду, что чем дольше вы стоите, тем дешевле парковка. Например, через 1,5 часа тариф уменьшается, через 3- еще. Рекомендую посмотреть правила тарификации на стенде. Иногда бывает выгоднее вернувшись через 3 часа подождать еще 5 минут и заплатить уже дешевле.

     Важен также следующий момент. Если вы хотите ездить в крупных городах Испании, вам нужно уметь точно водить машину и точно парковаться. Даже на многополосных улицах ряды узкие – едва не задеваешь зеркалами соседние машины, плюс к тому огромное количество мотоциклистов, которые, несмотря на отсутствие пространства, все равно норовят пролезть между рядами. На парковках пространство используется также очень рационально. В отношении подземных – рекомендую искать место у колонны. В этом случае вам гарантированно, что хотя бы на ширину колонны дверь вы откроете. Иначе высока вероятность того, что вы будете пролезать в узкую щель между вашей и соседской машиной, которая припаркуется рядом. Другой момент, связанный с подземным паркингом, вряд ли разрешим. Речь идет, прежде всего, о паркинге в апартаментах и отелях. Там еще меньше пространства, и часто невозможно проехать с одного этажа на другой без дополнительных маневров – выехал на площадку, сдал назад, занял нужную позицию и только потом едешь дальше вверх. И еще одна проблема. Прогревать автомобиль в крайне ограниченном пространстве подземелья, понятно, нельзя. Однако подъем вверх порой настолько крут, что непрогретая машина отказывается его штурмовать. Приходилось жечь сцепление, иначе никак. Плюс к тому, в Барселоне, чтобы открыть выездные ворота, требовалось остановиться прямо на этом подъеме и нажать кнопку. Тронуться после этого без ручника сможет только умелый водитель. Теоретически, если умений не достает, можно взять машину с автоматом, но в Барселоне АКПП редкость и доплачивать за нее в прокатной конторе придется довольно много. На обычных уличных парковках такой проблемы, понятно, нет. Но машины стоят очень плотно, соответственно, нужно уметь вписать машину в пространство, лишь немногим превышающее ее размер.

Точность нужна и в движении. Порой едешь по среднему с максимально разрешенной скоростью 50 км/ч, а тут в твой ряд частично вылезает автобус. При этом в левом ряду сплошной поток, который тебя обгоняет, т.к. слегка превышает скорость. Если остановиться, нетерпеливые испанцы начнут сигналить. Единственный выход – это принять чуть левее и не снижая скорости пройти мимо автобуса, едва не задевая его правым зеркалом. И это на незнакомой машине. Подобных ситуаций возникает довольно много, поэтому без достаточного опыта садиться за руль в Барселоне я не рекомендую. У меня есть небольшой рецепт, как ускоренно наработать опыт, хотя он уже несколько устарел – когда-то в конце 90-х я несколько лет ежедневно ездил по центру Москвы на Волге ГАЗ-31-10. С тех пор я сажусь в любую машину и легко еду где угодно :). Но Волгу уже сняли с производства.

Еще существенный момент. Не раз встречал в Москве водителей, которые любят критиковать мотоциклистов – дескать, внезапно появляются, мешают и т.п. Мотоциклисты порой действительно ведут себя агрессивно. Но если сравнивать с Барселоной и многими другими европейскими городами, в Москве мотоциклистов практически нет. А вот в Испании – есть. При этом они ожидают, что ваше умение безопасно водить машину находится на европейском, а не на российском уровне.

В Москве плохих водителей очень много. Лично я, когда еду по Москве на мотоцикле, принимаю следующее условное допущение: любой водитель рядом – крайне неквалифицированный и самоувернный тип, слепая зона для него все, что не находится непосредственно перед его тупой бараньей мордой. Соответственно, во-первых он меня не видит, во-вторых в любую секунду от него стоит ожидать идиотской выходки. В плане безопасности принцип весьма хорош. Если водитель адекватный и приведенной характеристике не соответствует, вы ничего не теряете. Если соответствует – вы уже подготовились, т.к. все просчитали и заняли нужную позицию.

У испанцев подход иной – они ожидают, что вы адекватный водитель. Доверяют вам. И это доверие надо оправдать, не стоит позорить нашу страну, устраивая аварии.

Существует правильный (и единственной верный, на мой взгляд) принцип совершения маневра: перед маневром ты должен на 100% контролировать окружающее пространство. Если ты так делаешь, то у тебя никто никогда внезапно не появляется. А если не делаешь, ты негодный водитель и авария для тебя – лишь вопрос времени. Как раз когда писал эту статью, почти передо мной произошла авария – женщина поворачивала налево, но не сочла нужным посмотреть при этом в зеркало заднего вида. А в это время сзади, по встречной полосе, ее обгоняла машина следственного комитета, которая, после столкновения с ней, отправилась еще и в столб. Конечно, представители так называемых правоохранительных органов достали нарушать правила, но в основе аварии лежит серьезная ошибка самой женщины – отсутствие 100% контроля при маневре.

Особо подчеркну – в городах Испании, находясь в потоке, нельзя допускать даже минимальные смещения, не убедившись в их безопасности. Я и сам допустил один раз подобную ошибку – слева на меня наваливался большекубатурный Suzuki Burgman (это такой огромный максискутер, в Москве их мало, т.к. он тысяч 600 стоит, если новым брать). Я инстинктивно сдвинулся вправо буквально на 3-5 сантиметров – и увидел, как от моего правого зеркала уворачивается спортивная Yamaha. Так что ни в коем случае нельзя смещаться даже на чуть-чуть. Следуйте этому правилу неукоснительно. Про необходимость включать поворотники и говорить не буду.

         Еще о движении. Культура поведения испанцев за рулем своеобразна. В целом они достаточно спокойны, однако очень не любят уступать дорогу. Эта особенность сильно мешает, когда вы ездите в незнакомом городе. Так или иначе, даже с навигатором, вы регулярно оказываетесь не в том ряду, проскакиваете нужный поворот и т.п. Допустим, стоите вы на стрелку, а выяснилось, что нужно ехать прямо. Можете включить поворотник, можете даже потихоньку «совать морду» в соседний ряд – вас не пропустит никто. Причем если московских водителей вы сможете таким постепенным смещением оттеснить, то испанца, который умеет точно водить машину, оттеснить вы не сможете – мимо вас будут проезжать буквально в миллиметре. Причем речь идет не только о ситуациях, когда соседний ряд едет быстро, но и когда он просто ползет – и пропустить вас не составило бы никакого труда – нужно просто на секунду притормозить, ничего от этого не потеряешь. Проламываться в таких ситуациях не стоит – это не принято и может вызвать агрессию. Либо, как рассказывал другой турист, испанец может позвонить в полицию и обвинить вас в создании аварийных ситуаций.

         Подчеркну, описанный выше аспект выделяется даже на фоне московской езды. Как-то по радио слушал фрагмент передачи, где обсуждалось, в каком городе мира самое скотское движение на дорогах. В тройку лидеров попали Каир, Мумбай и Москва. Т.к. в двух первых я не был, судить не берусь, но большего количества хамов на дорогах, чем в Москве, действительно не встречал нигде. Однако: если вам нужно перестроиться, или, тем более, выехать со двора, вас практически всегда пропустят. Так конкретно не пускать, как в Барселоне, вас будут только если вы объехали пробку и внаглую лезете без очереди, например, на съезде с ТТК, но согласитесь, без очереди вас пускать никто не обязан, и тому, кто очередь отстоял, делать этого не хочется. Но в обычных-то ситуациях? Признаться, это наверное единственный момент, в котором Москва лучше Барселоны.

Еще один момент. Как и в большинстве стран Западной Европы, на дорогах строгие ограничения скорости. В городах это 50 км/ч (на больших дорогах иногда – 80 км/ч), за городом – 90-120 км/ч. В интернете пишут разное – кто-то говорит о наличие «люфта» между лимитом и скоростью, за которую наказывают, кто-то говорит, что накажут даже за превышение на 1 км/ч. На опыте проверить это не удалось, но в других странах люфт обычно есть. В свое время англичанин мне объяснял, что у них при разрешенной скорости (пересчет из миль) порядка 110 км/ч вы можете ехать чуть меньше 130 км/ч, и это простят. Но вот если больше 130, то накажут крепко. Мы так  и ездили, и действительно, до 130 нарушение прощалось. Видимо, в Испании все же есть нечто подобное. По крайней мере в городе большинство едет не 50, а 60 км/ч, и если вы соблюдаете правила в точности, вы мешаете основному потоку.

         Ограничения скорости затрудняют и перестроения на ходу. В Москве я езжу на автомобиле, мощность и динамика которого ощутимо превосходит аналогичные параметры большинства соседей по потоку. Это серьезно облегчает маневры – видишь свободное место, нажимаешь газ – и ты там. В Испании так делать не стоит – ведь в этом случае вы, пусть и кратковременно, существенно превысите допустимую скорость, а это может зафиксировать камера. При перестроениях в движении подходит другой маневр. Поскольку пропускать вас никто не собирается, скорость превышать нельзя, а перестроиться все-таки нужно, я делал следующее. Допустим, перестраиваемся влево. Сначала смещаемся к левому ряду так, чтобы машины едва не задевали вас зеркалами, но поворотник еще не включаем. Когда видим достаточный интервал между машинами, пропускаем первую, включаем поворотник, слегка ускоряемся и идем в левый ряд оставляя до передней машины буквально полметра. Потом постепенно сбрасываем скорость и восстанавливаем дистанцию.

         Маневр работает почти всегда. Но у него есть минусы. Во-первых, если по каким-то причинам в процессе маневра машина впереди затормозит, то вы в нее въедете. Хотя и недолго, но дистанцию вы не держите почти никакую. Во-вторых, за несоблюдение дистанции может наказать полиция. В-третьих, испанцам это не нравится, особенно тому, что в передней машине. Поэтому восстановить дистанцию нужно как можно скорее, ни в коем случае не надо «давить» машину спереди.

         Еще момент. Осталось не понятым, как правильно поворачивать направо на дорогах с автобусными полосами. В Москве полагается сначала перестраиваться на эту полосу. В Испании разметка этого не позволяет. Поворачиваешь направо – а по автобусной полосе несется такси. В результате разъезжался с таксистами (которые во всех цивилизованных странах имеют право ездить по автобусным полосам – «привет Собянину!») интуитивно определяя, кто кого пропустит. Тут помог московский опыт – в условиях перегрузки дорог редко приходится поворачивать из «правильной» полосы.

         Чтобы не было однообразия, отвлечемся немного от движения и поговорим об отдыхе. В Барселоне есть хорошие пляжи, и около них более-менее нормально с парковкой. Может быть около дальних можно парковаться и бесплатно, не проверял. Но в городе столько интересного, что в Барселоне мы не купались. А вот в Валенсии – вполне.

         Мы жили не в самой Валенсии, а в маленьком городке примерно в 40 км от нее. Местные апартаменты предоставляли машиноместо в подземном гараже бесплатно, что за неделю существенно сэкономило деньги – т.к. в Барселоне и Мадриде за парковку приходилось отдавать больше 20 Евро в день, и это только по месту проживания, не считая оплаты парковок в других местах в городе.

         Стратегия посещения пляжей в Валенсии иная, нежели скажем, на Бали. Так, если на Бали вы встаете очень рано и идете на пляж, пока не разошлось Солнце, то в осенней Испании делать этого не следует. На пляже все появляются примерно часам к 11-ти, а то и 12-ти. При этом после середины сентября почему-то убирают все лежаки.          Вода прекрасная – теплая, и к тому же довольно чистая, как и песок. Большинство отелей и апартов расположены близко к морю, и до пляжа легко добраться пешком. Мы, в свою очередь, имея машину, нашли самый лучший пляж и ездили туда. Дорога занимала менее 10 минут, причем в том городе много бесплатных парковок, и ни разу не пришлось платить, хотя если приехать в середине дня, то места могут кончиться и придется ставить на платную.

         Городок этот называется, кажется, Сант-Беренгуер. Он очень мал, но в нем есть два шикарных супермаркета. Это означает, что там вполне можно провести лето без машины, например, отправив туда ребенка с бабушкой – все под рукой, все рядом. В недорогих апартаментах имелась исправная СВЧ, электроплита, средних размеров холодильник и, что важно – стиральная машина. Посудомоечной машины не было, кухня совмещалась с большой комнатой («залом»), но зато и залу, и спальне полагалось по мощному кондиционеру. Плюс большая лоджия, на которой можно загорать не выходя из номера.

         После обеда всякий раз ездили в Валенсию, возвращаясь уже затемно. Валенсия – изумительно красивый город. Красота его иная, чем в Барселоне, поэтому сравнивать их сложно. На мой взгляд, Валенсия более монументальна и намного более просторна. Центр города сравнительно невелик, мы за несколько раз обошли его весь. С парковками в Валенсии проще, чем в Барселоне – подземный паркинг найти легко. Если паркуетесь под торговыми центрами, будьте готовы, что оплачивать придется не в автомате, а на специальной стойке в магазине. На каждой парковке, естественно, есть бесплатный туалет. Также рекомендую не забывать в машине парковочный талон, который вы получаете на въезде – он часто служит электронным пропуском для входа в уличную парковку, без него не открывается дверь и вам придется ждать, пока кто-то пройдет.

         Кроме центра в Валенсии есть просторные парки, замечательный порт и просто старые кварталы с прекрасными маленькими домами. По-хорошему там надо подолгу гулять пешком. Думаю, в следующий раз мы поступим наоборот – жить будем в центре Валенсии, а купаться ездить на пляж за город. Тем более, что не обязательно ехать за 40 километров.

         Теперь два слова о междугороднем движении. Вот уж где просто замечательно! Ну то есть вообще никаких проблем! Сорок километров от нашего Сант-Беренгуера до центра Валенсии преодолеваются примерно за сорок же минут, причем в любое время, за исключением воскресного вечера, когда подъезд к Валенсии несколько замедляется массой возвращающихся с моря жителей. Правда, на той дороге везде были расставлены временные знаки ограничения скорости до 80 км/ч, но я ездил 100-110 как и все остальные. Кстати, в Великобритании тоже местные часто не соблюдают временные ограничения – видимо камеры настроены на обычный, а не временный скоростной режим.

         Движение свободное не только в районе Валенсии. За две недели и пару тысяч километров я не встретил ни одной пробки за городом! Да что там пробки – даже затруднений движения не было! Если навигатор показывает, что до соседнего города 350 км, это означает, что ты будешь там через 3 часа! И все!

         И вот тут хочется отвлечься вот на какой момент. Доблестный мэр Москвы запретительно-фискальными мерами ограничивает движение в центре. А разве проблемы Москвы только в центре? Ведь по области просто невозможно проехать. Пробки везде – в населенных пунктах, перед мостами, на перекрестках, на «бетонках» (большое и малое московские кольца)… В прошлом сезоне в Московскую область я на машине выезжал только один раз, остальное время ездил на мотоцикле. Но даже и на мотоцикле проблемы. Помню, по Ярославскому шоссе пробка до въезда в Москву километров 20 (в районе 14-15 часов в воскресенье). Так и на мотоцикле я проезжал ее почти час – быстро ехать среди машин опасно, а если 15-20 км/ч скорость держишь так час и выходит. При таком подходе скоро придется господину мэру вводить платные парковки на дачах… Ну не дороги же строить в конце концов?

         Да, автомагистрали в Испании бесплатные. В путеводителе написано, что все. Тем не менее, дорога от Барселоны до Валенсии обошлась почти в 38 евро. Правда, это была единственная платная дорога, которую я нашел. Она лучше, чем трасса до Мадрида, на ней по пять-шесть полос в одном направлении а не две три. Впрочем, для пустой дороги это не важно. Разрешенная скорость – 120 км/ч, двигаясь с этой скоростью за весь путь до Мадрида я обогнал несколько грузовиков. Легковые машины едут быстрее, порой существенно. Два или три раза видел полицейские патрули, но они задерживали только спортивные автомобили – видимо, там уж превышение было очень большим и возможно, чреватым лишением прав.

         А вот испанские пейзажи не понравились. В конце сентября в полях доминирует желтый цвет, сложный ландшафт (кроме гор) отсутствует, совершенно нет той живописности, которая изобилует в России, например, в Тульской области. Кроме этого, сильно клонит в сон – машин мало, пейзаж однообразный, скорость постоянная.

         Еще интересный момент. По пути в Мадрид остановились на одной из заправок, где было что-то типа ресторанчика (вообще, придорожные заведения в Испании мне понравились не очень. Традиционный «Автогриль» - не самая лучшая штука, хотя и она хороша на фоне многих других. Вот в Венгрии на трассах отличные рестораны и магазины!). В ресторане кроме нас обедало еще три пары. Мы обратили внимание, что мужики за соседними столиками пьют пиво, а в баре доступен и крепкий алкоголь в больших количествах (при том, что заправка – в поле, никаких населенных пунктов поблизости не видно). Подумали, что дальше машины поведут  их жены, однако, как мы увидели, они сами сели за руль. Возможно, считают, что с одной кружки уложатся в допустимые 0,5 промилле, хотя количество выпитых кружек я не считал.

         Сам Мадрид – город посерьезнее Барселоны или Валенсии. Здесь даже пришлось постоять в пробках, хотя по сравнению с Москвой это, конечно, не пробки а так, мелочь. Впечатляют и размеры города. Красивая архитектура, монументальные строения, широкие проспекты, очаровательные древние переулки – все это делает Мадрид ничуть не хуже столиц других европейских государств. Достаточно в городе и красивых парков. Движение напряженное и местами довольно запутанное. Как-то раз поехали смотреть отдаленные районы и потом долго кружили по подземным дорогам – реально не могли найти выход. Т.е. под землей идет многорядная трасса, от нее уходят ответвления в какие-то коридоры, они тоже разветвляются, вроде поворачиваешь, где написано «выход», но это оказывается выходом только с текущей дороги и входом на другую… В итоге выбрались на поверхность довольно далеко от того места, где въехали и уже за границами города.

         Парковки в Мадриде доступны – мы пользовались подземными. Но в отличие от Валенсии, если приехать в напряженное время, мест может и не хватить, уж по меньшей мере, придется крутить по пандусу на самый нижний этаж. А вот центр города – большой, как Валенсию его не обойдешь, потребуется куда больше времени. По хорошему, надо несколько дней, особенно если не просто бродить по улицам, а заходить в заслуживающие внимания места типа галереи Прадо.

         Да, еще важно сказать несколько слов о навигаторе.  Лично мне в Испании он был крайне необходим, в Барселоне и Мадриде без него ориентироваться сложно, особенно в Барселоне. Для сравнения – в Турции я ездил не только без навигатора, но и без карты – там как-то все просто. С навигатором же, в свою очередь, тоже есть проблемы. Как я отметил выше, еще в Москве мне установили программу I-GO в телефон. Она работает без интернета и за 50 долларов на компьютерном рынке в нее загружают вообще все карты. Когда-то в прошлом я уже пробовал I-GO, и тогда она мне показалась лучше, чем популярная навигационная программа Navitel. Однако в этот раз я в ней весьма разочаровался. Мало того, что при случайном касании экрана целеуказание сбивается, так и само сопровождение по маршруту ведется неудовлетворительно. Главная претензия – к несвоевременности подсказок. Даже когда ставишь в настройках флажок «предупреждать заранее», она предупреждает о повороте сначала за несколько сотен метров, а потом – за тридцать метров. Но тридцать метров – это ведь расстояние для пешехода. Даже когда едешь 50 км/ч и, выслушав указание, начинаешь тормозить, то вынуждаешь задних применять более резкое торможение. А если при этом требуется еще и перестроиться… В общем, с учетом культуры испанских водителей, перестроения получались не всегда, а иногда это и просто было небезопасно, поэтому возникали перепробеги. Что-то не так с программой. По крайней мере в машинах со встроенным навигатором (я две штуки таких пробовал) этих проблем нет вовсе.

         Напоследок скажу еще о нескольких особенностях Испании, которые довелось заметить.

         Об уважении к старшим. Обратил внимание на уважение испанцев к старшим. Идем утром в выходной в магазин. Улицы пустые, ни машин, ни народу. По тротуару идет бабуля с палочкой, а в переулок собирается повернуть большой мусоровоз. Их траектории пересекаются. Бабушка останавливается, чтобы пропустить машину. Мусоровоз тоже останавливается. Бабка машет, мол, проезжай, я медленно иду. Но водитель показывает ей, чтобы проходила, и стоит до тех пор, пока бабушка, пораздумав, не начинает свой путь. С практической точки зрения особого смысла в остановке мусоровоза не было, т.к. в отсутствие других машин перейти переулок бабушке было бы совсем не сложно, но с этической стороны смысл видимо был.

         Другой пример. В магазине старик уронил что-то на пол. Девушка с ребенком немедленно бросилась к нему помогать поднять, и даже оставив ради этого своего малыша лет трех, хотя дело это рискованное с учетом страсти детей к разбору магазинных полок.

         О духовном. Я люблю ходить на католические службы и бывая за границей всегда посещаю костел. В очередной раз убедился в лживости православных агитаторов, которые говорят, что якобы на разложившемся западе в храмы никто не ходит. Нет, не так – на воскресных службах много народу, а после окончания службы люди не расходятся сразу, а еще общаются друг с другом возле церкви.

         О пиве. Посещая супермаркеты обратил внимание, что многие испанские мужчины тащат с собой упаковки баночного пива объемом 0,33, по 24 банки в упаковке. Сначала подумал – наверное, денег много, ведь с точки зрения экономии куда дешевле купить двухлитровый пластковый жбан (они там тоже продаются). Но потом, присмотревшись к цене, увидел, что в отличие от России баночное пиво, в том числе в мелких банках, там стоит очень дешево. Стал тоже покупать банки. Ведь мелкая тара удобнее – если уж открыл жбан, то по идее, его надо сразу и пить весь, чтобы пиво не выветривалось и не портилось. А тут – открываешь баночку и киряешь одну за другой.

         О магазинах. Хороших магазинов в Испании много. Лучше выбирать супермаркеты, в городах их достаточно. Но за большими покупками мы ездили в загородный Ашан. О, это совсем не такой Ашан, как в Москве! Главные отличия – простор, изобилие продуктов, широчайший ассортимент и отсутствие толп. Если у нас в выходной день не всегда и к прилавку-то подойдешь, то там – приятно ходить по свободному магазину. При этом многие качественные продукты существенно дешевле, чем у нас. Например, упаковка нарезки итальянской колбасы, которую мы любим, в Москве стоит 300 рублей (и это грамм за 200!), а там – 2 евро! Но мы не сразу нашли Ашан в навигаторе – в списке супермаркетов он фигурирует под именем ALCAMPO.

         О безопасности. Как чаще всего и бывает за Западе, находясь на дороге по многу часов в день, я так и не увидел ни одной аварии, ни следов недавней аварии, и не попал ни в одну аварийную ситуацию. Доступная мне статистика подтверждает наблюдения. Сами испанцы, правда, другого мнения. Например, встречал статью, где выражается серьезная обеспокоенность, что количество жертв среди мотоциклистов достигло четырехсот в год. Но ребята, если у вас половина страны ездит на мотоциклах, да еще и не используя никакой защиты кроме шлема, то это не цифра! Ведь и страна-то не маленькая! В Москве суммарное количество жертв ДТП нередко достигает трех человек в день (включая пешеходов), и ничего, никто не беспокоится. Впрочем, о безопасности я собираюсь отдельную статейку написать, не буду здесь отвлекаться на эту тему.

         О сдаче машины. Сдавать машину приехали, естественно, немного заранее. К счастью, автомобили принимали в том же терминале из которого мы вылетали – порой терминалы не совпадают, и это надо иметь в виду заранее. Как вариант, можно высадить семью у нужного и затем вернуться сдавать машину самому.

         Хотя был ранний час, на сдачу машин оказалась очередь человек из пяти. Когда, наконец, приемщица занялась мной, выяснилось, что на бампере присутствует царапина, которую не учли в перечне повреждений автомобиля при выезде. Поскольку застрахована машина была с фрашнизой в 850 евро, ущерб в пределах этой суммы я должен был оплачивать сам. Запасом времени я располагал, но не слишком большим, поэтому решил поспорить, но если она упрется, то оплатить ущерб. Девушка, тем не менее, отступила, порекомендовав внимательно осматривать машину, когда берешь.

         Я, в свою очередь, пожалел, что не взял полную страховку. В Испании, с учетом плотности движения, это не лишне. Было бы обидно платить за царапину, которую не ты поставил. Откуда она взялась я действительно не знаю. Либо машину цепанули на паркинге, либо царапина уже была. Получал я автомобиль в полутемном гараже, а отдавал на открытой и солнечной площадке. Лучше, когда наоборот :).

         Когда вернулись, сел за руль своего автомобиля в Шереметьево. С первых сотен метров понимаешь – тут вам не Испания! Агрессия, хамство, куча опасных и бессмысленных маневров. Одного «петуха» только на участке до въезда в Москву обогнал раз пять или семь. При том, что вовсе не пытался с ним соревноваться. Он мечется – туда, сюда, в один ряд, в другой – и уходит вперед. Я подъезжаю чуть позже, смотрю, где свободнее, перестраиваюсь, проезжаю – глядишь, опять этот сзади оказался…

В общем, хорошо было в Испании. Остался бы жить в этой стране, жаль только, что мы на фиг там никому не нужны – не для нас Запад создавал свою цивилизацию…