Яблоки пали на землю или Конец Трансерфинга

- Ты, говорят, женился?

- Да.

- Ну и как?

- Пить нельзя, курить нельзя, гулять нельзя.

- Жалеешь?

- Жалеть тоже нельзя.

Анекдот

Яблоки пали на землю» или Конец Трансерфинга

Чтобы данная заметка была интересна не только тем, кто уже знаком с концепцией Трансерфинга, сделаю несколько вводных замечаний. При этом все дальнейшие тезисы следует понимать как экспертное мнение автора, а в отдельных случаях – и как оценочное суждение.

Термин «Трансерфинг реальности» пришел к нам вместе с одноименной серией книг Вадима Зеланда (Шелест утренних звезд, Яблоки падают в небо и другие), которые быстро стали бестселлерами. Он обозначает способ эзотерического управления своей жизнью, или, пользуясь словами Зеланда, «слоем своего мира», к которому относится все, что происходит в вашем личном пространстве. С концептуальной точки зрения Трансерфинг лежит в более широком русле течения, на Западе обозначаемом как New Age. Видными современными представителями последнего являются Нил Доналд Уолш, Экхарт Толле, Ричард Бах и многие другие. New Age – направление демократическое, не консолидируется каким-либо одним институтом, поэтому в его рамках существуют независимые и отличающиеся друг от друга направления, тем не менее, оконтуренные границами общего русла. Хотя New Age в его нынешнем виде оформился в ХХ столетии, корни его духовных основ действительно простираются в глубь веков, произрастая из вполне древнего знания.

В своих книгах Зеланд совершенно справедливо не претендует на лавры первооткрывателя, однако, нужно отметить, весьма четко формулирует концептуальную базу и вводит ряд операционных терминов (равновесные силы, фрейлинг и т.п.). Одной из наиболее сильных метафор Трансерфинга является модель вариантов (подобное моделирование и пролиферация терминов обычно присущи физикам-теоретикам).

Согласно этой модели, существует Пространство Вариантов, где находятся все возможные варианты вашей судьбы. Все, что может с вами случиться, уже записано в этом Пространстве, подобно тому, как на диске уже записаны все сценарии компьютерной игры, в которую вы играете. Вы можете выбрать любой вариант, и сделать это легко. В вашей жизни материализуется именно то, что вы выбираете. Такого рода описание помогает разуму перейти к новому видению мира. Однако чтобы осуществить выбор на практике, необходима не только фиксация намерения, но и некоторые технологии и приемы. Например, вы должны сбросить важность, т.к. если цель для вас слишком важна, то избыточные потенциалы будут препятствовать ее достижению, почувствовать себя комфортно в целевой картине мира и т.п. В принципе, вещи не новые, но внятное и четкое описание придает им свежее звучание.

Таким образом, Трансерфинг середины 2000-х годов (будем называть его «ранним Трансерфингом») представлял собой технологию, которая обещала вас научить, как быстро и легко менять свою реальность в соответствии со своими запросами, не переделывая радикально самого себя (причем последнее подчеркивалось особо). Основной акцент делался на духовную работу. Нужно отметить, книги Зеланда обладали серьезной вдохновляющей силой, я не раз видел, как они буквально окрыляли людей.

Обещанная легкость и свобода действительно привлекательны. Но причиной появления этой заметки явилось продолжение Трансерфинга в книге Зеланда «Взлом техногенной системы». Точнее, тревожные сигналы появились еще в «Апокрифическом трансерфинге», но на том этапе я еще полагал, что у каждого есть свой «прибамбас» и некоторые скидки вполне допустимы. Однако «Взлом ТС» показал, что дело обстояло куда серьезнее, и к текущему моменту метастазы ложных установок настолько поразили всю систему Трансерфинга, что она подлежит списанию (хотя и жаль).

О чем конкретно идет речь? Трансерфинг из учения о реализации свободной воли свободных людей превратился учение о здоровом (а именно – живом) питании, технология которого по своей сложности и по объему требований не уступает весьма жестким эзотерическим практикам. Такая трансформация имеет чрезвычайно серьезные последствия, поэтому я, пусть без излишнего трагизма и пафоса, назову ее изменой – изменой по отношению к концепции и по отношению к данным ранее обещаниям. Рассмотрим эти два пункта последовательно.

1. Концептуальная измена. Суть в том, что произошел переход от идеализма к материализму. Со всеми вытекающими последствиями.

Материализм и идеализм – философские понятия, что, однако, никак не снижает тяжести практических последствий, ведь философия, представляя собой рациональное мировоззрение, пронизывает жизнь разумного человека. Есть такой термин – «основной вопрос философии», под которым понимают вопрос о взаимоотношении сознания и бытия. Возможные ответы устанавливают взаимосвязи и иерархию между ними – что является главным, а что – производным. Если сильно упрощать, будет достаточно двух вариантов ответа: 1) бытие – первично, сознание – вторично и 2) сознание первично, бытие – вторично. Соответственно, если под бытием понимать материю, то в первом случае мы получим материализм, а во втором – идеализм.

Это фундамент, исходные посылы, без которых не может обойтись ни одна мировоззренческая система. Но применительно к нацеленным на практическую деятельность эзотерическим системам эти посылы приобретают критическую важность. Успех реализации технологий, позволяющих управлять своей судьбой и удачей, непосредственно зависит от того, как вы подходите к решению «основного вопроса философии».

Давайте посмотрим. Допустим, человек признает первенство за материей. Делая это, он одновременно признает свою подчиненность материальному миру, который несоизмеримо больше и сильнее его. В этом случае человек больше не причина – он следствие, производная различных материальных сил. Свободы быть уже не может, и человек становится лишь звеном, шестеренкой в большом и чуждом ему механизме, он уже не творит, а приспосабливается. При таком подходе сознание лишается своей таинственной силы, превращаясь всего лишь в инструмент описания реальности. Как говорится, «человек это то, что он ест».

Ситуация меняется, если избрать иной вариант ответа на основной вопрос философии, когда первоначалом является сознание – т.е. идеализм. В этом случае сознание превращается в созидающее начало. Признавая первенство за сознанием, человек как носитель этого самого сознания оставляет первенство за собой. Теперь он творец мира, а мир – продукт его творчества. Разница налицо. Теперь Человек – это не то, что он ест, а то, что он думает, что любит и к чему стремится. В такую концепцию вполне укладываются подходы раннего Трансерфинга с его Пространством вариантов, Намерением, самостоятельным выбором сценария своей судьбы и т.п.

И этот подход действительно вдохновляет. Ведь именно духовное измерение и делает человека человеком. В противном случае мы ничего не сможем противопоставить утверждению, что «в целом состав внутренних и внешних органов, повадки и образ жизни не позволяют судить о том, что Бог создал человека по образу и подобию своему, а гориллу нет» [Куприй В. Зло, которое правит миром. – М.: Авваллон, 2002; стр. 153].

К раннему Трансерфингу близок пафос следующей цитаты: «Ты всегда находишься в процессе созидания. Каждый момент. Каждую минуту. Каждый день... …ты большая творящая машина, и ты порождаешь каждое новое проявление буквально с такой же скорость, с какой ты мыслишь. События, случайности, совпадения, условия, обстоятельства – все это создается сознанием. Индивидуальное сознание – достаточно сильная вещь» [Уолш, Нил Доналд. Беседы с Богом. Книга 1. – М.: ООО ИД «София», 2004.; стр. 69].

Но в позднем Трансерфинге ситуация меняется. Точнее, вам говорят, что это изменился мир. Вдруг выясняется, что Трансерфинг более не работает, если вы не практикуете особую систему живого питания, практиковать которую, как следует из примеров в текстах самого автора, не только сложно, но и опасно (подробнее об этом ниже).

Однако если без правильного питания Трансерфинг не работает, то значит, материальная составляющая в нем первична, а духовная – вторична. В основе всего уже оказывается не сознание, а материя. Вот и случился концептуальный переворот. Который тянет за собой лавину последствий – ведь фундаментальные основы определяют и остальные черты системы. Высоты духа подменяются материальным непотребством. Легкость уходит. Легкости нет в мире грубой материи. Приходит трудная и тяжелая работа. Отсюда возникает ощущение второй измены.

2. Измена по отношению к данным ранее обещаниям. Смягчая позицию, назову это ощущением обмана от невыполнения обещанного. Почему создается впечатление обмана? Потому что обещали одно, а теперь предлагают другое, причем изменения касаются ключевого пункта – свободы и легкости. Сравните: вам предложили работу. Вы оцениваете ее как хорошую, потому что ставка оплаты высока – работая как обычно, вы получите в разы больше денег. Но когда вы к работе приступили, выясняется, что дело обстоит иначе, и чтобы реально получить, сколько вам обещали, работать тоже придется в разы больше. Предложение перестает быть привлекательным и тем более уникальным. Ведь много работать, чтобы много заработать – это мы умеем и так, что тут нового? Вот если работать мало, а зарабатывать много – тогда КПД действительно высок.

То же и в Трансерфинге. Обещали легкое достижение целей, но не говорили при этом, что придется полностью перестроить всю свою систему питания, причем совершенно противоестественным образом. Перестроить систему питания сложно. Привычка к определенной пище с ранних лет укрепляется исключительно глубоко. И отказ от привычной пищи в какой-то степени сравним с отказом от части себя. И с немалыми жертвами. Некий трансерфер пишет: «Сначала отказаться от сигарет и алкоголя, потом от мяса, потом от рыбы, потом от яиц, потом от хлеба, затем стал веганом, а потом и на живое питание перешел. Параллельно увеличивал количество сырых продуктов в рационе, одновременно отказывался от консервов, сахара и всего вредного» [Зеланд В. Взлом техногенной системы. – СПб.: ИГ «Весь», 2012; стр. 266]. Свободный, однако человек! Но это не самое страшное – взглянем на откровения других последователей Зеланда.

«Перестал чувствовать вкус мяса. Оно стало для меня абсолютно безвкусным. Те мясные блюда, которые я раньше любил, теперь перестал воспринимать. Они стали безвкусны» [Там же; 270].

Далее: «Уже полгода на живом питании, временами срываюсь на сырую рыбу, баранину. От баранины сразу тупею. Появилась легкость, неестественная худоба и агрессия. Пропала тяга к сексу. Появилась бледность, связываю с дефицитом В12, в растениях его очень мало» [Там же; 168]. Наверное, этому трансерферу стоит есть побольше растений. Тут ведь как с пивом – в пиве мало витаминов, вот почему его приходится пить так много! Те же бараны пасутся целый день, как и другие травоядные, и живут весьма кучеряво! Это у хищников процесс питания дискретно-разовый.

А если серьезно, о том, что при переходе на живое питание пропадает половое влечение пишут многие респонденты.

Смотрим далее - цитата доктора Арнольда Эрета «Все мои пациентки, прошедшие процесс очищения посредством целебной диеты (живого питания), сообщали, что месячные у них случались все реже – с интервалом два, три, четыре месяца – пока, в конце концов, не прекращались вовсе» «Когда женский организм полностью очищается благодаря целебной диете, менструация прекращается. В священном писании этот феномен так и называется – «очищение» - то есть прекращение ежемесячного истечения нечистой крови со шлаками» [Там же; 193].

Оставляя за рамками рассмотрения надуманные коннотации со Священным Писанием, задам вопрос: если приходится идти на такие жертвы, чем тогда хуже суровые кастанедовские практики? Предполагаю, именно на них намекал Зеланд в раннем Трансерфинге, когда говорил, что вот были великие мастера, но они не поняли сути – они думали, что за свободу нужно сражаться, а всего-то нужно пойти и взять ее. Ничего себе пойти взять!!! Ничего себе просто!!!

Кстати, ведь помимо проблем со здоровьем, возникают и другие проблемы. Многие неофиты задают вопросы, где брать живое питание зимой и т.п. Т.е. это опять потраченные деньги, время, силы… Очевидно также, что при переходе на живое питание у человека формируется привязанность и несвобода, как у диабетика, которому нужны только определенные продукты, а не все подряд.

Важно: проблемы со здоровьем бывают не только текущие, проявляющиеся сейчас, но и долгосрочные, проявляющиеся после длительного периода практики живого питания. Сравните с курением – если у курильщика возникают заболевание вследствие этой вредной привычки, то возникают они никак не сразу, а обычно после нескольких десятилетий употребления сигарет.

В отношении живого питания долгосрочные последствия не изучены – а подводных камней тут может быть много, тем более, что Зеланд – не врач. Я тоже не врач, но в свое время защищал диссертацию по теории социотехнических систем и могу засвидетельствовать: вмешательство в сложную систему всегда чревато непредсказуемыми последствиями, поскольку мы не только не знаем всех параметров и не можем просчитать все последствия и, но и сама система все время меняется, а ее составляющие имеют сложное взаимовлияние.

Сам Зеланд утверждает, что последствия ему якобы известны. С его точки зрения, никаких проблем не будет, и его собственное, здоровое и бодрое состояние – убедительное тому доказательство. Дай Бог ему здоровья и дальше, но разве этот факт что-то доказывает?

Приведу такой пример. Я лично знаю одного человека, назовем его Виктор, который всю жизнь курил и ежедневно выпивал. Кроме того, увлекался женщинами, был многократно женат, имеет пять детей от пяти жен. При этом он сделал достойную карьеру, был заметным руководителем, даже удостаивался приема у Виктора Черномырдина, когда тот занимал пост премьер-министра России (кто не знает – карьера в российской административной системе невозможна без очень большой стрессовой нагрузки). Естественно, человек этот не бедный. Купил всем детям квартиры в Москве, себе построил коттедж, где сейчас и живет. Недавно ему исполнилось 80 лет. Он продолжает курить и ежедневно выпивать, хотя теперь уже и понемногу, подолгу висит в интернете. Виктор в курсе всех новостей, событий и интерпретаций, полностью сохранил свежую голову и рассудок, любит писать комментарии к интересным статьям. Кстати, прекрасно готовит, особенно мясо и рыбу.

Порадуемся за Виктора. Но означает ли этот единичный пример, что и вам тоже можно напрягаться на работе, много курить, ежедневно кирять и драть всех баб подряд? А ведь он, как и Зеланд, может сказать – «Посмотрите на меня – разве мой пример не доказывает, что я правильно жил и живу?! Я каждый день, не стесняясь, праздновал свое существование, получал наслаждения, отбрасывая все ограничения! Моя жизнь не только эффективна и плодотворна, но и качественна, и эмоциональна насыщенна! Меня по жизни прёт!» Виктор так не говорит, хотя над концепцией живого питания посмеялся, как смеются над убогими.

Но вернемся к нашей теме. Приведенные примеры последователей в части живого питания показывают, что для работы Трансерфинга (как выяснилось) нужны кардинальная перестройка образа жизни и вовлечение в тяжелые и опасные практики. Это радикально противоречит раннему Трансерфингу, где было обещано, что мы свободно и легко будем выбирать свою судьбу, события, обстоятельства. Нужно быть конкретным шизофреником, чтобы допускать одновременное существование этих подходов: идти на такие изменения и жертвы, и при этом верить, что с легкостью выбираешь нужный вариант своей судьбы. Отсюда возникает ощущение обмана.

Кроме сказанного выше, можно найти и еще ряд моментов, заслуживающих критического осмысления. Не буду останавливаться на них подробно. Например, Зеланд в последней книге выражает озабоченность диктатом техногенной системы. Когда-то я с не меньшим жаром критиковал ее, но потом понял, что суть не в системе, а в развитии собственного осознания. В целом подход Зеланда к анализу техногенных систем оцениваю как поверхностный. Впрочем, поверхностна книга в целом, хотя возможно, здесь нет вины автора. Я тоже пишу книги и в своей практике сталкивался с требованиями издателей упростить текст, поскольку чем он примитивнее, тем больше читателей его могут понять, а следовательно, тем больше книг можно продать. «Скудость мысли порождает миллионы единомышленников».

Однако тезис, что правильное питание позволяет защититься от манипуляций вашим сознанием со стороны техногенной системы, выглядит вопиющим даже с учетом указанных смягчающих обстоятельств. Размер заметки не позволяет мне развернуть его критику. Я целую книжку об этом в свое время написал (Д.В. Пилипишин. Мистер Эго: Как жить в обществе и быть свободным от общества. – Ростов н/д, «Феникс», 2004, выложена на этом сайте по разделам, а тут – www.dr-dion.narod.ru - полностью). Освобождение от чужих влияний и манипуляций – действительно важнейшая задача, в отношении нее я с Зеландом  полностью согласен, но решается она развитием собственного философского взгляда на мир, практикованием самобытности. Тут даже эзотерика не нужна, это элемент духовного развития личности в широком плане. А жрать можно что угодно. Равно как и пить.

Итак, что можно сказать в заключении? Цикл Трансерфинга оказался коротким. Появилась яркая, качественная система, имевшая хорошие возможности, которая вдруг начала схлопываться, перерождаясь в нечто чуждое своим исходным постулатам и в конечном счете довольно мерзкое. В концептуальном плане тезисы позднего Трансерфинга ломают хребет Трансерфингу раннему.

У народа есть разные мнения, почему так получается. Кто-то думает, что происходит захват сознания людей по сектантскому типу, когда в начале вам говорят о вещах, которые вы и так уже знаете и которые работают, просто объясняют эти вещи в своих терминах. Поскольку сказанное не противоречит вашему опыту, вы начинаете доверять. В этом и состоит ловушка. Когда ваше доверие завоевано, вам начинают втирать совершенно другие идеи, которых не было в начале и которые вы ни за что не приняли бы сходу, но вы теперь верите и им тоже. Другое мнение – что за этим процессом стоят некие корпоративные силы, и скоро появится сеть центров живого питания, тренинги, продуктовая линейка и другие механизмы снятия денег с потребителя. С точки зрения этих людей, задачей Трансерфинга был маркетинг этого нового вида услуг и товаров – формирование соответствующего спроса и рынка сбыта. Тем более, что некоторые марки дистилляторов, электроактиваторов и мембранных фильтров рекламируются прямо в книге. Я, в свою очередь, не буду гадать, кто прав и выдвигать своих гипотез. Ведь гораздо важнее иное.

Действительно, гораздо важнее, что New Age никто не отменял, и духовные силы по-прежнему работают. И именно Сила Духа лежит в основе достижений, а материальная основа вторична. Об этом говорил и Мирзакарим Норбеков, достигший куда больших результатов, чем Зеланд. С точки зрения М. Норбекова, доля в успехе упражнения распределяются следующим образом: 90% - правильный настрой, намерение, и только 10% - непосредственно правильное выполнение техники. Я думаю, каждый в своей жизни сможет найти подтверждения тому – случайные встречи, происходившие исключительно вовремя, сбывшиеся мечты, причем именно так, как вы себе представляли, совпадения, предчувствия и т.п. Все это вы сделали без живого питания.

Да что далеко ходить – порой даже грубая физиология подчиняется духовному настрою. Например, пару лет назад, в сильный дождь, уворачиваясь от очередного барана, которых столь много на московских дорогах, я упал на мотоцикле (на третьем транспортном кольце). Мотоцикл пострадал сильнее, чем я, но и я получил небольшие травмы, в том числе сильно болело колено. Всю неделю было больно наступать на ногу. Когда в следующий выходной я снова сел на мотоцикл, боль прошла, хотя я ожидал обратного – ведь это нагрузки, вибрации. В чем дело? В настрое. Мотоцикл для меня – источник сильных положительных эмоций, возможность вырваться из утомительного круга сугубо интеллектуальной работы, отдохнуть от семейных обязанностей, почувствовать реальную свободу, побыть собой. Тот, кто проводит время на диване за просмотром сериалов, меня не поймет, но тот, кто занимался активными видами спорта – горными лыжами, например, и т.п., догадывается, о каких аспектах бытия я говорю. Вот она, сила настроя! Я уже не удивился, когда позже, в октябре, выехал на мотопрогулку с больным горлом и через три часа вернулся со здоровым! Хотя на дворе холодно. А такие вещи, по крайней мере мне, даются намного сложнее, чем более тонкие штуки – притянуть в свою жизнь нужное событие и т.п.

Так что дух человеческий сильнее материи, ибо несет в себе частицу Божественного Духа, унаследованного от нашего Создателя. Такова природа, и мы, по счастью, не в силах ее изменить.

За сим подведем итог, полагая, что в рамках избранного формата статьи, сказано уже достаточно. Зеланд придумал отличную штуку – в конце каждого раздела размещать резюме, за что ему спасибо. Воспользуемся же хорошей идеей.

РЕЗЮМЕ:

1. Ранний Трансерфинг – удачное изложение эзотерических принципов, лежащих в русле течения New Age, качественно адаптированное к практическому использованию.

2. Привлекательность техники Трансерфинга не в последнюю очередь объяснялась обещанной легкостью и свободой в достижении результатов, отсутствием требований по коренной перестройке себя и отправлению изнурительных практик.

3. В последних книгах Трансерфинга было объявлено, что для того, чтобы эта технология работала, необходим переход на «живое» питание, в противном случае ее сила будет ослабевать и скоро иссякнет.

4. Данный поворот имеет серьезные последствия. В первую очередь, это признание главенства материального начала, переход от идеалистической системы к материалистической.

5. Материалистическая система при любых раскладах ставит человека в зависимость от окружающего мира и лишает духовной силы, так как он является всего лишь частью материальной среды, а духовная сфера рассматривается как производная от материальной, подчиненная ей.

6. В материалистических системах нет легких путей, в них все дается «потом и кровью».

7. Что вполне просматривается и в новом Трансерфинге, где переход на «живое» питание оказывается делом крайне тяжелым и опасным.

8. Многие, кто вложился в изучение раннего Трансерфинга теперь чувствуют себя обманутыми, т.к. вместо духоподъемной, вдохновляющей системы им предлагают вполне материальную, и к тому же тяжелую, затратную в освоении методику.

9. Я считаю путь, на который свернул Трансерфинг, ложным и выбираю не следовать ему.

10. Творческая сила приходит к человеку не потому, что он правильно питается. Творческой силой человек наделен потому, что создан по Образу и Подобию Творца, и так же, как Господь сотворил большой мир, и имеет на нем власть, человек творит свой малый мир (свою жизнь), и имеет над ним власть. Открытие личной силы творения происходит путем духовного восхождения, и почти не зависит не только от питания, но даже и от курения и киряния.

11. Если кто-то хочет вложить кучу моральных и физических сил, а также средств в переход на «живое» питание, сопровождаемое колоссальной перестройкой себя, и при этом думает, что он силой своей мысли своей легко творит свой мир, то такой человек, вероятно, растерял иммунитет критического осмысления и является жертвой манипуляций очередного эзотерического «гуру».

12. Трансерфинг в своей ранней части продолжает работать. Гарантией его работоспособности является тот факт, что он представляет собой мощное учение, в широком смысле не связанное с именем его автора, автор лишь особым образом оконтурил имеющееся знание, которое существует и у многих других учителей – смотри, например, работы Н.Д. Уолша, создателей фильма «Секрет» и т.п.

13. Также могу порекомендовать и свою книжку – Д.В. Пилипишин, Программируем счастье. – М.: Амрита-Русь, 2010. Продается в интернет-магазинах, бесплатно можно здесь – www.dr-dion.narod.ru – полностью и в разных форматах.